Рассуждения по теме
Вездеходы, самодельные и не только.
21 век шагает широкими шагами по планете и шаг его неумолим, ни междуусобными конфликтами, ни экономическими страстями не остановить его шаг, как не остановить творческую мысль человека.
Прошло много времени с первого вызова человека бездорожью, но спор этот будет продолжаться до тех пор, пока существует бездорожъе и само стремление человека к преодолению оного.
Изучив даже поверхностно, имеющиеся наработки в области вездеходостроения, возможно обозреть широкий спектр средств, построенных под всевозможные задачи, технические требования и удовлетворяющие финансовые возможности потребителей. Занимая свою специфическую нишу, данные средства передвижения создают определённую конкуренцию самолётам и вертолётам и с переменным успехом стремятся преодолеть неосвоенные просторы нашей планеты.
Но хватит лирики, перейдём к фактам.
На данный момент, универсального средства нет, да и не предвидится и этот факт неоспорим, ибо человеческая мысль и требования противоречивы. Был пройден путь от «убогих», как в техническом плане, так и в эстетическом смысле каракатов, до высоко бюджетных транспортных средств, с точки зрения комфорта и технической оснащённости. Технические средства для преодоления тяжёлого бездорожъя, будут всегда стремится к недосягаемому горизонту, ибо совместить универсальность, проходимость, мощность, вес, комфорт и эстетику пока не возможно. Только с применением новых конструкционных материалов обеспечится необходимая прочность узлов и агрегатов при достаточном превышении нагрузки, с соблюдением низкого веса конструкции. При подобном построении тех. задания, придётся отказаться от общепринятой компоновки узлов и агрегатов, ибо «классическая» схема построения автомобилестроения неуместна, в силу специфических условий эксплуатации. Переход на гибридные силовые установки, мотор-колёса, аккумуляторы высокой ёмкости, питание от дистанционно расположенных энерго баз, позволит совершить ощутимый рывок в создании средств повышенной проходимости со всеми максимальными техническими требованиями. Гигантизм в колёсах низкого давления , который на данный момент приобрёл устойчивую популярность, привёл к увеличению трансмиссионных нагрузок на узлы и агрегаты, увеличил их вес и размеры, что в свою очередь повлекло к снижению полезного объёма, а дабы не терять коммерческую пригодность средства, вездеходы раздались по всем габаритным размерам. В итоге пропорционально страдает окружающая среда, которую вездеходы должны были беречь.
Комфорт — неотъемлемая часть любой сферы жизнедеятельности человека. Чем удобнее и приятнее будет времяпровождение ( а это не зависит от рода и вида суточной деятельности ), тем меньше будет страдать окружающая среда — удивительно, но это факт, ибо комфорт это комплекс мероприятий ведущих к автономности!
Когда транспортное средство излечивается от «детских болезней» и приходит к своему логическому «совершенству», наступает время эстетики. Всегда приятно смотреть на «красивое» творение рук человеческих, но это порой вносит определённые негативные перемены в узлы, агрегаты. В итоге «жертва» дизайна набирает излишний вес, становится необслуживаемой, или приобретает «спартанские» условия в эргономике пилота, пассажиров, неудобства погрузки-разгрузки. Всему виной неверный подход в конструировании, от узлов-агрегатов и эргономики к дизайну, подобных примеров огромное количество — это милые самоходы-уродцы. Правильнее было-бы проектировать изделие с нуля, учитывая все составляющие поставленных задач, отсюда -удобство, комфортабельность, функциональность, удобство обслуживания, снижение веса. Здесь мы не будем рассматривать изобретателей и конструкторов, которые патологически пропагандируют аскетический конструктивизм.
Возникает необходимость пересмотра применения большого колеса, иначе средства повышенной проходимости преобразуются в перекатывающиеся бочки-шары с агрегатами и полезным грузом внутри. Подобные попытки уже были, переосмысление «рабочего пятна контакта» привело к повсеместному применению гусеничного движителя. Что поделаешь, цикличность наблюдается и в конструкторской среде. Для того чтоб выйти из круговорота колесо-гусеница, необходимо полностью пересмотреть эффективность «перекатывания» на слабонесущих грунтах, ( либо специфических покрытий, где применение «традиционных» способов передвижения оспоримы ) да и природа постоянно даёт живые примеры. Рассмотреть разработки всевозможных шагоходов, которые приведут к снижению определённых параметров по весу и габаритам, ибо до левитирующих устройств нам пока...
Если раньше вездеходная техника была уделом узкопрофильных предприятий по освоению ресурсных месторождений и гениев самоделкиных, которые были не способны строить конкурентную технику , в силу малобюджетности и ограниченности в материалах - «донорах», то теперь контингент обладателей вездеходной техники значительно увеличился. Обладатели «кошельков» могут запросто купить готовый вездеход , заказать под специфические задачи, но потребительский склад ума пагубно сказывается на сокровенных уголках природы и этому есть повсеместные подтверждения. Ограничить покупку средств повышенной проходимости бессмысленно, остаётся ждать, когда культура потребления победит или победит ханженство, ведущее к исчезновению потаённых уголков природы.
Наумов А.Н. 2017г.