Функционально цепи противоскольжения – это, по сути,
съемный протектор, дающий возможность превратить обычную шоссейную покрышку в
колесо для бездорожья. Конструктивно это цепь, часто армированная, связанная
так, чтобы равномерно оплетать шину по всей окружности. Состоит такая
конструкция из двух продольных цепей или тросов – внешнего и внутреннего,
проходящих по окружности колеса, которые соединяются поперечными цепями или
резиновыми "грунтозацепами”.
Назначение цепи противоскольжения – значительно увеличить
сцепные свойства колес (и, соответственно, проходимость автомобиля) на льду, по
рыхлому снегу, глубокой грязи и пр. На практике это может выглядеть так. Вы
едете на рыбалку – проезжаете 100 км по асфальтовому покрытию на обычных шинах,
а потом сворачиваете на проселок, где начинается то самое "жесткое бездорожье”.
Тогда надеваются цепи противоскольжения – и можно ехать дальше, имея гораздо
меньше шансов забуксовать или застрять в грязи. А такие места, как, например,
обледеневшие крутые подъемы, без цепей противоскольжения преодолевать о-о-очень
проблематично даже на шипованной резине.
Прежде всего, цепи противоскольжения делятся на два
класса: "жесткие” и "мягкие”. У первых в качестве поперечин используются
собственно цепи, а у вторых – армированные резиновые "грунтозацепы”.
Существуют два базовых вида рисунка (см. картинку):
"лесенка” и "ромб/соты”. В первом продольные цепи/тросы соединяют прямыми
поперечными кусочками, на манер веревочной лестницы. В "ромбе” их соединяют
наискосок, получая "паутинный” рисунок. Также цепи отличаются по размерам и
форме звена (или грунтозацепа). Для цепей используют разные материалы – сталь,
титан (дорого), алюминий и армированный пластик. Иногда цепи дополнительно
армируют металлическими шипами.
Сказать однозначно, какие цепи противоскольжения лучше -
нельзя. Все индивидуально и зависит, прежде всего, от условий езды. Так,
"жесткие” цепи лучше приспособлены под бездорожье, чем "мягкие”, зато не
позволяют двигаться со скоростью свыше 40 км/ч. "Мягкие” дают возможность ехать
со скоростью до 80 км/ч и гораздо меньше, чем "жесткие”, изнашивает резину.
Поэтому тому, кто съехал с шоссе и пошел месить глубокое бездорожье, лучше
подойдет "жесткий” вариант. Тому же, кто ездит так, где постоянно чередуются
участки ровной дорог и раскисшего проселка (например, в области), больше
подойдут "мягкие”.
То же можно сказать о размерах звеньев цепей. Чем больше
звено – тем больше "бездорожных” качеств, но больше вес, хуже езда по ровной
дороге и выше износ резины.
Что касается автомобилей, то практически на любом можно
использовать цепи противоскольжения. Кроме, может быть, некоторых спортивных
автомобилей (да и вряд ли кому придет в голову ехать на охоту на спорткаре).
Если же говорить о шинах, то здесь точно можно сказать, что "жесткие” цепи не
годятся для сверхнизкопрофильных колес размером от 50 дюймов и меньше. А вот
"мягкую” модель даже в этом случае можно найти.
Цепи различаются по классам – для легковых автомобилей,
для внедорожников и для грузовиков. Но тут играет роль, в первую очередь,
размер колеса: цепь покрывает от двух до четырех типоразмеров по радиусу. Кроме
того, для внедорожников и грузовиков цепи делают с большими звеньями, часто
ставят дополнительные шипы.
Необязательно ставить цепи противоскольжения на все
колеса автомобиля - можно ставить только на ведущую ось. Это целесообразно при
езде по не очень "крутому” бездорожью, при использовании от случая к случаю "по
погоде”, а также для преодоления проблемных участков загородной дороги.
Для того чтобы одеть цепи противоскольжения на колеса автомобиля - цепи
раскладываются перед колесами одной оси точно вдоль оси движения – так, чтобы
замки на внешней боковой цепи находились с наружной стороны (по борту) и
"смотрели” вперед. Крючок задней боковой цепи должен быть с внутренней стороны
(к днищу). Далее нужно заехать колесами на цепи так, чтобы остановиться в 20-30
см от их конца.
После этого следует надеть большую часть цепи на
колесо и зацепить крючок с внутренней стороны. Потом нужно
расправить все звенья на колесе (у "мягких” – надеть регулировочный трос/цепь),
после чего зацепить замок внешней боковой цепи. Затем нужно
сделать "прокатку”, проехав 10-50 м, чтобы цепь улеглась, после чего снова
подтянуть замки.Опытные владельцы
внедорожников надевают цепи на ура, и для них это не сложнее, чем завязать
шнурки на ботинках. Но для многих автомобилистов, особенно поначалу, надевание
цепей противоскольжения оказывается главным "камнем преткновения”, и есть
немало тех, кто именно из-за этой процедуры отказывается от их использования. В
любом случае, перед использованием цепей стоит сначала потренироваться надевать
их где-нибудь на площадке – на дороге будет проще.Насчет шин можно сказать сразу: все цепи изнашивают
резину. "Жесткие” больше, "мягкие” – меньше. Износ также зависит от частоты
использования цепей противоскольжения. Активно начинает "съедаться” резина при
продолжительной езде "в цепях” по твердой дороге, резких торможениях и
ускорениях, при слишком слабом прилегании к колесу.Что касается автомобиля, то здесь главную опасность
представляет нарушение инструкций и неисправные замки цепей. Нельзя превышать
скорость, которую предписывает инструкция к цепи. В этом случае под действием
центробежной силы цепь может "отрываться” от колеса и бить по колесной арке.В наихудшем
варианте порвется замок цепи, и она зацепится за детали подвески (например, за
рычаг), что может привести к серьезной поломке и даже к аварии. Состояние
звеньев, замков и надежность крепления надо тщательно проверять.Производители и цены на цепи противоскольжения.Поскольку изготовить цепи противоскольжения достаточно
просто, то их делают очень многие металлообрабатывающие предприятия как в
России, так и за её пределами. Вот, например, в интернет-магазине
"цепи-противоскольжения.рф” можно купить цепи на колёса для любого "железного
коня” - от легковушки до грузовика и спецтехники.Средняя цена комплекта из двух цепей противоскольжения
для легкового автомобиля или внедорожника – 3000~4000 руб., для грузового
автомобиля – 5000-6000 руб. Цепи противоскольжения на колёса спец.техники можно
купить по цене - 7000~10000 рублей.Но существуют и более дорогие, "навороченные” (например
цепи из нержавеющей стали, армированные дополнительными шипами). Верх
"крутизны” – титановые цепи, которые делаются на заказ.
|